Технические характеристики трактора Т-4

Заслуженно заработавший хорошую репутацию, трактор Т-4 выпускался на Алтайском заводе долго — с 1964 до 1998 года. Конечно, последняя модификация заметно отличалась от самого первого варианта, но все речь идет об одной машине.

Базовая версия выпускалась недолго — до 1970 года. Быстро обнаружились слабые узлы и потребовались некоторые доработки. Модернизация коснулась двигателя. Его мощность повысили со 110 л.с. до 135 л.с. В названии добавился буквенный индекс А и трактор Т-4 стал известен как «Алтаец». Дальнейшие улучшения касались главным образом кабины: она стала заметно теплее, улучшилась система фильтрации воздуха, было доработано отопления. Хотя Т-4 так и остался суровой, мужской машиной.

Как это ни странно, но история трактора Т-4 небогата на события. Машина получилась пусть и с недостатками, но в целом неплохая. Все минусы и плюсы ее происходили напрямую из первоначального круга задач. Абсолютно универсального инструмента не существует. Поэтому важно понимать, что гусеничный трактор Т-4 имеет четкую специализацию. Поэтому делать обзор возможностей машины требуется с некоторыми оговорками.

Особенности машины

Т-4 изначально разрабатывался как пахотный трактор для работы на тяжелых и запущенных землях. Отсюда распространение его на целинных землях, популярность его в Сибири и Казахстане. Хорошая тяговые характеристики в 40 кН (4 mc), солидный запас мощности, довольно крепкая конструкция и живучий, надежный двигатель (рядная шестерка) с неплохими показателями экономичности — всего 24 литра топлива на час работы. Система подвески обуславливала уникальную проходимость и возможность преодолевать серьезные склоны. Та же подвеска, при минимальных изменениях позволяла применять самое разное навесное оборудование. Но и она же ограничивала сферу применения. Слишком жесткая получилась конструкция и слишком мала оказалась максимальная скорость (всего 9 км/ч). Это привело к тому, что машина в хозяйствах простаивала осенью и весной, интенсивно работала летом и не особо охотно — зимой. Слишком жесткая система подвески делала затруднительной эксплуатацию на обледенелой дороге — по причине тряски и повышенной утомляемости водителя.

Трактористы отмечали надежность машины, ее неприхотливость, простоту в ремонте и обслуживании. Хотя и тут были недочеты. Шумный двигатель, относительно малый срок службы гусеницы, быстрый износ фрикционных лент и неудобство их замены — для этой операции требуется демонтаж топливного бака.

Есть и огромные плюсы. Двигатель и коробка просты в обслуживании. Можно проводить ремонт и обслуживание силами одного человека. Как и смена навесного оборудования. Доступность запасных частей и отличный круговой обзор.

Основные модификации

В целом проект получился удачным. Но сама базовая модель предлагалась в 4 вариантах комплектации. Кроме того, была одна модификация для промышленной эксплуатации.

Основные варианты комплектации:

  • С1 — дополнительная навесная гидросистема, два силовых цилиндра и система дополнительной подвески.
  • С2 — комплектация С1 без дополнительных цилиндров и системы дополнительной подвески.
  • С3 — только дополнительные гидроцилиндра.
  • С4 — навесная гидросистема и система дополнительной подвески.

Модификация для промышленных целей имела маркировку Т-4АП и не имела систему подвески для оборудования сзади. Чаще всего использовалась как бульдозер.

Поэтому на вопрос сколько весит трактор Т-4 однозначно сказать сложно. Все зависит от комплектации.

Технические характеристики машины

Хотя за время выпуска применялось четыре варианта силовых агрегатов, но технические характеристики трактора Т-4 «Алтаец» оставались неизменными.

Трактор Т-4А — гусеничный агрегат из 70-х

В 70-х годах прошлого века значительная часть дефицита тракторной техники общего назначения покрывалась производством гусеничной машины 4-го тягового класса, разработанной в конструкторском бюро Алтайского тракторного завода.

Мощная и достаточно совершенная для своего времени машина марки Т-4 с 90-сильным силовым агрегатом производилась с 1964 по 1970 год. Последний модифицированный трактор Т-4А, укомплектованный более мощным двигателем, сошел с конвейера в 1998 году.

Читайте так же:  Трактор ХТЗ: описание, характеристики

Универсальная по многим параметрам машина разрабатывалась для механизации трудоемких сельскохозяйственных и строительных работ. Этому способствовала:

  • оптимальная мощность силового агрегата, наличие производительной бортовой гидравлики;
  • высокая совместимость бортового оборудования с большим ассортиментом гидрофицированных навесных и прицепных грунтообрабатывающих и землеройных агрегатов;
  • тяговые характеристики Т-4 и Т-4А в полной мере достаточны для работы трактора в бульдозерном и скреперно-прицепном варианте.


Фото: трактор Т-4А

Гусеничная ходовая часть с минимальным удельным давлением на грунт определяет возможность выполнения сложных работ на слабых песчаных и переувлажненных грунтах.

Технические характеристики

Универсальный гусеничный трактор характеризуется оптимальными для своей категории габаритами 4,65 х1,95 х2,84 м. Машина с базой 2,52 м и весом около 8 тонн обладает небольшим в пределах 1,7м радиусом разворота, что положительно сказывается на ее маневренности. Проходимость версии 4А повышена за счет низкого удельного давления гусеничного полотна на грунт и дорожного клиренса высотой 0,37 метра.

Рама трактора — жесткая лонжеронная конструкция коробчатого сечения с поперечными балками. Ходовая часть состоит из балансирной рессоры, двух ходовых тележек и гусеничных полотен. Гидравлика раздельно-агрегатного типа с производительным шестеренчатым насосом и многорежимным гидропереключателем.

Штатный силовой агрегат — это фирменный шестицилиндровый дизель марки А01М, мощность которого составляет 130 лошадиных сил. Существенное преимущество дизельного привода — это его экономичность.

Расход топлива на рабочих оборотах не превышает 250 г/кВт в час. З20-литровый бак обеспечивает трактору возможность обходиться без дозаправки на протяжении 2-х и более рабочих смен.

Управление пусковым двигателем ПД-10У и рычагом декомпрессора дистанционное с места водителя. При разряженном аккумуляторе пусковой двигатель можно завести вручную с помощью намотанного на маховик шнура.


Фото: Т-4А в работе

Трансмиссия

Передача крутящего момента с маховика силового агрегата на коробку передач и далее на трансмиссию производится с помощью постоянно замкнутой двухдисковой муфты с гидроусилителем управления. В трансмиссии трактора использованы преимущества механической КПП с реверсирующим редуктором.

Восемь передач переднего и четыре передачи заднего хода обеспечивают трактору достаточный диапазон рабочих скоростей до 9,32 км/ч включительно. Направление движения изменяется выключением бортового фрикциона, при необходимости дополнительной затяжкой ленточного тормоза.

Кабина двухместная с вентилируемым объемом и отоплением от радиатора системы охлаждения силового агрегата. На ранних моделях наличие теплозвукоизоляции не предусмотрено. Для снижения уровня вибрации в конструкции кабины задействованы демпферные виброгасители.


Фото: «Алтаец» Т-4 в музее

Преимущества и недостатки

Энерговооруженный трактор Т-4 в свое время показал высокую производительность при обработке тяжелых плотных грунтов, включая южные регионы Западной Сибири и целинные площади Казахстана. Также сложно переоценить помощь, оказанную алтайскими машинами в реализации масштабных строительных, мелиоративных и ирригационных проектов.

К сожалению, обе модели изначально нуждались в основательной доработке.

  • Значительная часть отрицательных отзывов прямо указывает на короткий ресурс гусеничных лент.
  • Несовершенство жесткой подвески исключает перемещение трактора в транспортном режиме со скоростью более 9 км/ч.
  • Универсальность машины оказалась ниже ожидаемой. При отсутствии пахотных работ техника значительную часть теплого сезона практически простаивает. В этом отношении менее мощные тракторы ДТ-54 и ДТ-75 оказались более конкурентоспособными.
  • Трудоемкость обслуживания и ремонта слишком высокая. В частности, для замены тормозных лент бортовых фрикционов приходится демонтировать достаточно тяжелый топливный бак. Существенно затруднен доступ к узлам и агрегатам, нуждающимся в постоянном присмотре.

Цена нового и подержанного трактора

Продукция Алтайского завода поступала в европейские регионы в небольшом количестве, поэтому шансы купить любую версию этой машины с нулевой наработкой минимальные. Более реальна возможность покупки трактора Т-4 или его прототипа Т-4А б/у.

Читайте так же:  Трактор Т-150К – устройство и технические характеристики

На рынке подержанной тракторной техники имеются единичные предложения, стоимостью от 2000 до 4000$. В предлагаемом ассортименте имеется небольшой выбор запасных частей и агрегатов, но этот перечень стремительно уменьшается с каждым годом.

Видео: Т-4 на посевной

В этой мощностной категории представлены тракторы С-100, Т-130 и гусеничная версия ХТЗ-150. Эти машины с самой лучшей стороны зарекомендовали себя во всех сферах народного хозяйства, поэтому спрос на эти модели сохраняется до настоящего времени.

Отзывы владельцев

Двухмесячная командировка в целинный совхоз запомнилась большим количеством новой техники, в том числе ранее невиданных тракторов Алтаец Т-4. Машина массивная, но во многих отношениях недоработанная. Основные недостатки — это медлительность повышенных передач, жесткая подвеска, слишком шумный двигатель, проблемный полевой ремонт.
Андрей Прохорович

В армии довелось поработать на мощном бульдозере Т-4А. Техника обладает существенными недостатками, но при хорошем обслуживании проблем не создает. За два года напряженной эксплуатации трактора заменил диски сцепления, три комплекта тормозных лент, насос гидросистемы и несколько шлангов.
Аркадий

Трактор Т-4: практичная и мощная машина

Гусеничный трактор Т-4 выпускался на Алтае с 1964 года. Технические характеристики позволяли машине работать с навесным и прицепным оборудованием. В 1970 году, на смену Т4, пришёл более усовершенствованный Т-4А. Большая мощность машин позволяла найти им применение на всей территории бывшего Советского Союза.

В те годы шло освоение целины и гусеничные трактора принимали в этом самое активное участие. Благодаря возможности устанавливать бульдозерный ковш, машины без проблем справлялись даже с мёрзлым грунтом. Гусеничный ход позволял использовать технику там, где не справлялись колёсные трактора.

Особенности техники

Т-4 был спроектирован для выполнения различных сельскохозяйственных и строительных работ. Техника была адаптирована к различным климатическим условиям. Это позволяло использовать трактор с максимальной эффективностью в зимний и летний период.

Трактор Т-4А

Трактор относился к четвёртому тяговому классу. Большая тяговая мощность позволяла использовать технику для глубокой вспашки, посевных и уборочных работ. Для выполнения этих задач была предусмотрена возможность монтажа дополнительного оборудования.

Процесс установки был максимально упрощён и не занимал много времени. По своим параметрам, этот простой в управлении трактор мог превосходить даже сельскохозяйственные машины, обладающие более высоким тяговым классом.

Устройство трактора

Гусеничный трактор Т-4 выпускался около 50 лет назад, это исключает наличие сложных узлов и электроники. Конструкция была максимально упрощена, что делало машину удобной в эксплуатации.

Силовая установка

Трактор комплектовался дизельным четырёхцилиндровым двигателем А-01М. Мощность агрегата составляла 90 лошадиных сил, для охлаждения использовалась жидкостная схема.

Для того чтобы заводить основной двигатель, устанавливался дополнительный бензиновый мотор меньшей мощности – 10 лошадиных сил. Дополнительный агрегат запускался из кабины, посредством электростартера. Для работы при низких температурах был предусмотрен декомпрессор.

Ходовая часть

Основой трактора служила полужёсткая рама, состоящая из двух лонжеронов, которые, в свою очередь, предназначались для монтажа дополнительного оборудования. Силовая установка располагалась спереди.

Блок гусеничной тележки устанавливался жёстко, ведущая шестерёнка располагалась сзади. Такая схема позволяла технике использовать бульдозерный отвал и выполнять функции тягача.

Трансмиссия

В тракторе Т-4 была установлена механическая, двенадцатиступенчатая коробка передач. Это давало машине восемь передних скоростей и 4 задних. За переключение между режимами отвечает редуктор реверсного типа. Для переключения скоростей и передач используются конические шестерни. Машина оснащена сухой тормозной системой ленточного типа.

Рабочее место

Закрытая, цельнометаллическая кабина, рассчитанная на двух человек. Кабина крепилась к раме при помощи рессорной схемы. Внутри были предусмотрены отопительная система и вентилятор. Сиденье тракториста имело подпружиненную основу.

Дополнительное оборудование

Навесное оборудование фронтального типа крепилось к приваренным с внешней стороны рамы лонжеронам. Прицепное оборудование могло устанавливаться благодаря трёхтотчечной схеме соединения.

Читайте так же:  Трактор Challenger: характеристика, модельный ряд, цены

Трактор Т-4

За работу дополнительного оборудования отвечает раздельная гидравлическая система, агрегатного типа. Необходимая для работы мощность проходит через промежуточный вал в ВОМ.

В качестве дополнительного оборудования использовались плуги, отвалы бульдозера, приспособления для уборки снега и боронения полей.

Обзор модификаций

Трактор модели Т-4 настолько хорошо зарекомендовал себя, что конструкторам пришла идея унифицировать машину и добиться тем самым ещё большей мощности.

В 1970 году была создана первая модернизированная модель, получившая название Т-4А. Эта техника выпускалась вплоть до 1998 года, после чего была снята с производства.

Основное отличие Т-4А от базовой модели заключалось в установке более мощного двигателя. На новую технику устанавливались силовые установки А-01М. Но в отличие от прототипа, это были четырёхтактные шестицилиндровые агрегаты, мощность которых равнялась 130 лошадиным силам.

Трактор Т-4А

Система охлаждения мотора была жидкостная, для запуска агрегата устанавливался дополнительный двигатель ПД-10У. Была предусмотрена и система холодного запуска.

Техника предназначалась в основном для пахотных работ. Гусеничный трактор Т-4А неплохо показал себя в освоении целинных областей Казахстана и Сибири. Эти территории отличались тяжёлыми грунтами, с которыми не могли справиться колёсные трактора.

По остальным параметрам машина не отличалась от базовой версии. Впоследствии была выпущена ещё одна версия этого трактора – Т-4АП. Здесь были использованы более современные крепления для фронтального навесного оборудования.

Внешние лонжероны, которые были приварены к раме в предыдущих моделях, заменили на шарнирные крепления и гидравлические цилиндры. В этой модели был также установлен 130-сильный двигатель.

Достоинства и недостатки

Модель Т-4 и ее последующие модификации были очень популярны в советское время. В наши дни на полях страны используются современные многофункциональные трактора. Но можно встретить и гусеничные варианты Т-4.

Стоит отметить, что предложений о покупке или продаже этой техники встречается довольно много. Это говорит о том, что техника и в современном мире способна выполнять строительный и сельскохозяйственные работы.

Трактор Т-4

Благодаря невысокой стоимости, это оптимальный вариант для небольших фермерских хозяйств с маленькими посевными площадями.

Преимуществ у Т-4 довольно много. Управление, ремонт, замену одного навесного оборудования на другое может осуществляться одним трактористом. Несмотря на то, что техника не выпускается более 20 лет, проблем с запчастями не возникает. Вместо оригинальных деталей, можно использовать абсолютно любые аналоги.

Большинство современных тракторов, при хороших показателях мощности, обладает большой массой. Даже использование шин с понижением давления, не защищает плодородный слой почвы от повреждений. Поэтому большинство агрономов и фермеров предпочитают использовать на своих полях не многотонных «монстров», а старый, но надёжный трактор Т-4.

Стоит отметить, что давление этой машины на грунт составляет всего 0,50 килограмма на сантиметр квадратный. Можно добавить сюда небольшой расход топлива и внушительный топливный бак.

Имелись у машины и конструктивные недоработки, которые так и небыли исправлены производителями. Заднее расположение приводной шестерёнки в ходовой части отрицательно сказалось на возможностях машины.

Из всего навесного оборудования, устанавливались в основном отвал и борона. Таким образом, заявленная многофункциональная машина, превратилась в узкопрофильную. С другим оборудованием трактор фактически работать не может.

Низкая скорость затрудняет транспортировку техники и снижает её производительность на больших площадях. При работе трактор дребезжит и издаёт невообразимый шум. При этом кабина не оборудована звукоизоляцией.

Самым ненадёжным узлом стали фрикционные ленты, они часто изнашивались и нуждались в замене. Чтобы произвести эту операцию, приходилось полностью демонтировать топливный бак, что увеличивало время ремонта и простой техники.

Источники:

Технические характеристики трактора Т-4

Трактор Т-4А — гусеничный агрегат из 70-х

/fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/t-4-a.html

Ссылка на основную публикацию