Мотоблок Беларус 09Н: характеристики и отзывы

Большинству владельцев загородных участков на постсоветском пространстве хорошо известен надежный мотоблок марки «Беларус 05Н». Этот мини-трактор использовался деревенскими жителями и владельцами приусадебных хозяйств на протяжении почти трех десятилетий. На настоящий момент модель 05Н уже снята с производства. Купить ее с рук еще возможно, но запчасти к ней достать уже довольно-таки проблематично. На смену МТЗ 05Н пришел новый, не менее надежный и при этом более современный усовершенствованный мотоблок «Беларус 09Н».

Компания-изготовитель

Предприятие «Минский тракторный завод», выпускающее эту новую модель, имеет более чем полувековой опыт сборки тракторов и сопутствующего оборудования. К настоящему времени компания МТЗ входит в восьмерку крупнейших производителей сельхозтехники. Доля ее на мировом рынке тракторов составляет 10 %.

Собственно мотоблоки эта компания выпускает с 1992 года. Ежемесячно с конвейеров заводов МТЗ выходит более 400 единиц этой техники. Поставляются мотоблоки «Беларус 09Н» не только в страны бывшего СССР, но и в ряд государств Южной Америки.

Общее описание модели 09Н

Более современный внешний вид и улучшенные технические характеристики – это то, что отличает от предыдущей модели 05Н мотоблок «Беларус 09Н». Отзывы фермеров об этом агрегате также имеются исключительно положительные.

Представляет собой «Беларус 09Н» универсальный агрегат, предназначенный для использования в основном в малых и средних сельхозпредприятиях. В отличие от обычных культиваторов, с его применением можно выполнять самые разные сельскохозяйственные работы – от вспашки земли до сбора урожая.

Этот удобный мотоблок при необходимости несложно превратить даже и в мини-трактор. Для этого используется особый адаптер с сиденьем. При наличии такого дополнения дачник или фермер имеют возможность выполнять сельскохозяйственные работы с максимальным комфортом. Ведь в этом случае передвигаться за мотоблоком пешком по площади всего поля не нужно. К достоинствам модели 09Н, помимо всего прочего, стоит отнести и то, что к ней подходят как адаптеры, предназначенные именно для МТЗ, так и универсальное оборудование этого типа.

Сфера использования

Применять мотоблок «Беларус 09Н» можно для выполнения следующих видов работ:

  • вспашки земли весной и осенью;
  • окучивания картофеля и других корнеплодов;
  • боронования почвы;
  • сбора урожая корнеплодов.

Также этот агрегат при наличии соответствующего дополнительного оборудования можно использовать в качестве сенокосилки и снегоуборщика или же коммунальной щетки. Многие фермеры дооборудуют мотоблок «Беларус 09Н» и специальной тележкой. Это позволяет использовать агрегат в том числе и для перевозки достаточно тяжелых и габаритных грузов (до 500 кг). Разумеется, с помощью этой модели можно вспахивать не только обычные поля, но и целину. С этой задачей он справляется без каких-либо проблем.

Используют мотоблоки 09Н не только на фермах и приусадебных участках. Широкое применение эта техника нашла также в коммунальном хозяйстве. С ее помощью часто благоустраивают пришкольные территории, парки, улицы, скверы и т. д. Иногда такие мотоблоки используются и в больших теплицах.

Достоинства модели

К преимуществам «Беларус 09Н» относят:

  • прочность корпуса (изготовленного из чугуна);
  • наличие заднего хода;
  • низкий уровень шумности;
  • легкость в управлении;
  • безотказность в работе;
  • наличие надежных пневмоколес.

Мотоблок МТЗ «Беларус 09Н», помимо всего прочего, имеет такую функцию, как блокировка руля. При ее включении агрегат легко проходит борозду без управления оператором.

Минусы мотоблока

Недостатков у модели 09Н практически нет. К некоторым ее минусам относят в основном лишь определенную сложность при смене скоростей и отключении дифференциала. К тому же расположенный на правой ручке мотоблока регулятор газа, по мнению многих фермеров, не слишком удобен в работе.

Еще одним минусом этой модели считается довольно-таки высокая цена. Стоят мотопахари «Беларус 09Н» около 80 тысяч рублей. При этом и цена на навесное оборудование для них также очень высока.

Общие технические характеристики

Двигателями пахаря «Беларус 09Н» могут комплектоваться разными. Но чаще всего на эту технику устанавливаются мощные, производительные и надежные Honda GX 270. Коробкой передач модель 09Н комплектуется многоступенчатой с постоянным зацеплением шестерен. Такая конструкция обеспечивает не только плавность хода агрегата во время работы, но и долговечность самой КПП.

«Хонда GX270» (Япония)

Число передних передач

Число передач заднего хода

Скорость движения заднего/переднего хода

Максимально допустимая масса прицепа

Бензина в бак модели «Беларус 09Н» вмещается 5.3 литра.

Надежность в работе и долгий срок службы – это то, чем, безусловно, отличается мотоблок МТЗ «Беларус 09Н». Двигатель Honda GX 270 – модель, отлично зарекомендовавшая себя прежде всего из-за верхнего расположения клапанов типа OHV. Моторы такой конструкции очень часто используются в самых разных видах строительной техники. Весит двигатель мотоблока «Беларус 09Н» всего 25 кг. Цилиндр в нем расположен под углом в 25 г, имеет горизонтальный вал и воздушное охлаждение.

К преимуществам этого японского двигателя, помимо всего прочего, относят:

  • легкость в эксплуатации;
  • простоту обслуживания;
  • приемлемую стоимость расходных материалов;
  • оптимальное соотношение мощности, затрат топлива и КПД.
Читайте так же:  Мотоблок Pubert: VARIO 55B TWK, QJ V2 65В TWK, навесное оборудование, отзывы

Зажигание в двигателе Honda GX 270 реализовано простое транзисторное с ручным стартером. Прочность, а следовательно, и длительный ресурс модели обеспечивает использование чугунной гильзы. Основными расходными материалами этого двигателя являются недорогой воздушный фильтр с бумажной основой и одна свеча зажигания.

Мотоблок «Беларус 09Н» с двигателем Honda: отзывы фермеров

Поскольку модели МТЗ имеют неплохие технические характеристики, отличаются удобством в использовании и долгим сроком службы, мнение о них у фермеров сложилось, конечно же, хорошее. Хвалят их прежде всего за возможность очень быстрой обработки полей с минимальными физическими затратами. Многим владельцам загородных участков нравится и то, что агрегаты «Беларус 09Н» допускается использовать не только на открытом грунте, но и на довольно-таки узких междурядьях. Весит этот мотоблок, по мнению фермеров, не слишком много, но работе это совершенно не мешает. Как отмечают владельцы такой техники, устойчивость и легкость хода ей обеспечивает хорошая балансировка.

Даже такой недостаток, как сложность отключения дифференциала и смены передач, слишком сильного влияния на легкость управление мотоблоком не оказывает. К тому же в последних партиях агрегатов это упущение производителем было исправлено. МТЗ начал использовать для этих моделей конструктивно продуманные комплектующие итальянской марки START s.r.l.

К безусловным плюсам такого агрегата, как мотоблок «Беларус 09Н» с двигателем Honda, фермеры относят, конечно же, и возможность использования самого разнообразного навесного оборудования. Экономичность этой модели – еще одно достоинство, отмечаемое владельцами загородных участков. Для того чтобы вспахать, к примеру, 20 соток поля под картофель, при использовании этого мотоблока, понадобиться всего три литра топлива.

Мнение владельцев загородных участков о модификации 09Н 02

Очень неплохие отзывы фермеров заслужил как базовый агрегат 09Н, так и мотоблок «Беларус 09Н 02». Эта модификация имеет бак на 6 литров, антивибрационные ручки и оснащается двигателем Kipor. Пахарь «Беларус 09Н 02», как и базовый вариант, является универсальной техникой и может использоваться для выполнения самых разных сельскохозяйственных работ, а также в коммунальном хозяйстве.

Краткая инструкция по применению

В использовании мотоблок «Беларус 09Н Honda», как уже упоминалось, очень прост и удобен.

  1. Чтобы привести агрегат в движение, нужно переключить двигатель на малые обороты, выжать рычаг муфты до предела и поставить необходимую передачу.
  2. Для остановки мотоблока рычаг КП переводится в нейтральное положение.

При вспашке оператору следует лишь направлять агрегат в нужную сторону. Никаких особых усилий при работе с этим оборудованием прикладывать не приходится. Перед началом эксплуатации модель должна быть обкатана под малой нагрузкой на легких работах в течение 50-ти часов.

Белорусские мотоблоки МТЗ

Вот уже восьмой десяток лет, как белорусская почвообрабатывающая техника «МТЗ» занимает лидирующие позиции в рейтингах среди лучших производителей. Ее ассортимент представляют как полноценные тракторы, так и представители малой сельхозтехники – мотоблоки.

Первый мотоблок производителя из Минска сошел с конвейера в 1978 г., когда в обиходе отечественного потребителя еще даже не было слова «мотоблок». Такая почвофреза или как их тогда называли «пешеходные тракторы» быстро и прочно вошли в жизнь фермеров, садоводов, огородников и многих других, чья жизнь неразрывно связана с землей.

Немного позже – в 1986 г. Появилось дочерний филиал – Сморгонский агрегатный завод, который продолжил воплощать в металле лучшие белорусские традиции. О том, благодаря чему они завоевали такую популярность, мы и будет говорить далее.

Белорусские мотоблоки «МТЗ»: «плюсы» и «минусы» конструкции

Мотоблоки «МТЗ» — компактные мобильные средства на колесном ходу, обеспечивающие рыхление, культивацию и выравнивание поверхностного слоя почвы. Преимущественно функционируют от бензиновых двигателей. Хотя в ближайших планах компании – запуск производства дизельных мотоблоков.

Достоинства:

  • универсальность – агрегаты совместимы как с отечественными, так и с импортными навесками, которые кардинально расширяют их сферу применения;
  • простота конструкции, позволяющая производить обслуживание и ремонт своими руками;
  • широкий диапазон рабочих условий – данные мотоблоки рассчитаны на эксплуатацию в условия средней полосы Евразии независимо от погодных условий, типа почвы и топографии местности;
  • экономное потребление горюче-смазочных материалов, качество которых существенно не отражается на работоспособности оборудования;
  • современный дизайн – при своей почти полувековой истории внешний вид агрегатов, выпущенных в 80-х, мало отличается от новомодных модификаций.

Не лишены мотоблоки «МТЗ» и недостатков.

По отзывам владельцев, главными неудобствами выступают:

  • несинхронизированность трансмиссии, усложняющая переключение между режимами работы;
  • несовершенство блокировки дифференциала, затрудняющее повороты мотоблока и усиливающее нагрузку на его ходовую часть;
  • нестандартный доступ к креплениям, превращающий агрегацию адаптерами в трудоемкий процесс.

Устройство мотоблоков «МТЗ»

Мотоблоки от белорусского бренда «МТЗ» имеют классическую конструкцию, которую составляют:

  1. мотор;
  2. силовой блок: муфта сцепления; дифференциал; ВОМ; коробка передач;
  3. бензобак;
  4. рулевая штанга с совмещенными органами управления: топливоподачей; дифференциалом; скоростным режимом; валом отбора мощности;
  5. шина;
  6. грузило;
  7. выдвижная опора.

Мотоблок «МТЗ» 05

Модель, которая производилась в период с 1978 по 1992 гг. Благодаря износостойкости и качественным материалам экземпляры этого оборудования используются и сейчас. Конструкционно мотоблок рассчитан на легкие грунты. За счет настраиваемой колесной колеи агрегат быстро приспосабливается к различной ширине междурядий, что делает его незаменимым как на посевах длинностебельных, так и овощных культур. За всю историю выпуска 05-го мотоблока «МТЗ» его оснащали исключительно двигателями от Ульяновского моторного завода (серия «УД»), а именно:

  • УД-15 – 4-тактный карбюраторный с одним цилиндром;
  • УД-25 – аналогичный, но 2-цилиндрового типа.
Читайте так же:  Hyundai T1200: отзывы о мотоблоках

Особенности:

  • работоспособность в t градиенте от -10 до +300С;
  • 3-позиционная ширина колеи;
  • механическая коробка передач с 6 скоростями, 2 из которых – реверсные;
  • большая транспортировочная скорость – до 9,6 км/ч;
  • колесная формула 2х2;
  • зависимый ВОМ, совершающий до 1 тыс. вращений в минуту при оборотах коленвала в 3 тыс.

Технические характеристики:

  • Мощность – 5 л.с.;
  • Колеса – 5,9 х 13 дюйма;
  • Захват – 45/60/70 см;
  • Бензобак – 5 л;
  • Расход топлива – 340 г кВт/ч;
  • Вес – 135 кг.

Мотоблок «МТЗ» 06

Мотоблок среднего уровня мощности, рассчитанный на выполнение целого ряда полевых и коммунальных работ. Имеет типичную для мотоблоков «МТЗ» одноосную конструкцию, которая приводится в действие 4-тактным бензомотором СК-6 с цилиндром 245см³ емкости. При аналогичном 5-й версии расходе бензина генерирует силу в 5,5 л.с. Компактен, что немаловажно для хранения и транспортировки. За счет рельефного протектора пневмошин мотоблок без пробуксовок преодолевает бездорожье и топкие места и не требует установки грунтозацепов.

Преимущества:

  • надежность материально-технической оснастки, делающая агрегат практически «не убиваемым»;
  • 6 рабочих режимов, среди которых 2 – для заднего хода;
  • фрикционная муфта сцепления, управление которой осуществляется вручную;
  • специальная сцепка, облегчающая навешивание вспомогательных устройств;
  • разумная цена.

Эксплуатационные параметры:

  • Ширина проезда – 0,45/0,6/0,7 м;
  • Грузоподъемность – 650 кг;
  • Колеса – 15 х 33 см;
  • Габариты – 1,8/0,85/1,07 м;
  • Вес – 135 кг.

Мотоблок «МТЗ-Беларус» 09Н

Многофункциональный мотоблок тяжелой серии, рассчитанной на профессиональное использование. Производится с 1992 г. Основным отличием от старших братьев является модернизация моторной части: вместо устаревших Ульяновских их комплектуют:

Самыми востребованными считаются мотоблоки с двигателем «Honda». Вместо 340 к кВт/ч после замены двигателя они «съедают» около 314, что снижает ресурсоемкость производства и повышает долговечность устройства. Немаловажным бонусом стал ускоренный темп работы, который дают высокие передачи (вместо 9 – 11,4 км/ч).

Преимущества:

  • вместительные емкости для поддержания жизнеобеспечения;
  • высокие пневмошины;
  • высокооборотистый ВОМ с частотой 1,2 тыс. об./мин, что позволяет задействовать стационарные адаптеры – корморезки, насосные насадки и т.п.;
  • 6-ступенчатая трансмиссия с 2-мя реверсивными скоростями;
  • фонарь для работы в темное время суток;
  • сниженное виброшумовое воздействие на оператора.

Технические характеристики:

  • Тяга – 6,6 л.с.;
  • Поворотный радиус – 1 м;
  • Грузоподъемность – 0,65 т;
  • Картер – 1,1 л;
  • Бензобак – 6 л;
  • Масса – 176 кг.

Мотоблок «МТЗ» 12

Самый мощный мотоблок от бренда «МТЗ-Беларус». Адаптирован под огромные площади (свыше 5 га), всевозможные агротехнические и муниципальные задачи. Оснащен штатным карбюраторным двигателем СК-12, потенциал которого составляет 11 л.с. Беспроблемно пашет целину, тяжелые и влагоемкие субстраты, на которых благодаря своему внушительному весу может обойтись без грунтозацепов и утяжелителей. Маневренный на поворотах и при транспортировке по проселочным дорогам, что обеспечивается блокировкой дифференциала через специальный рычаг.

Особенности:

  • пригодность для любых типов почв;
  • возможность переоснастки в минитрактор с помощью дополнительной приставки;
  • встроенная в рулевую штангу вибропоглощающая опора;
  • унифицированные запчасти;
  • работа с высокооктановым топливом марки АИ-92;
  • неприхотливость в обслуживании, которое с помощью понятной инструкции по эксплуатации выполнить своими руками.

Рабочие свойства:

  • Тяга – 8,1 кВт;
  • Дорожный просвет – 30 см;
  • Макс. глубина вспашки – 0,3 м;
  • Размеры – 188 х 85 х 101 см;
  • Вес – 148 кг.

Подготовка мотоблока «МТЗ» к пахоте

Вспашка – кульминационный момент, ради которого приобретают любой мотоблок. Но для его реализации необходимо правильно подготовить, отрегулировать мотоблок, и лишь потом проверить его в работе.

Подготовительный комплекс работ представлен в видео ниже и включает:

  1. Сборку мотоблока согласно руководства пользователя;
  2. Затяжку всех резьбовых соединений;
  3. Наполнение резервуаров для моторной, трансмиссионной смазки и бензобака;
  4. Предварительный пуск мотора:
  • открываем краник топливного бачка и подкачиваем горючее в карбюратор;
  • прикрываем аэрозаслонку. Обратное проделываем с заслонкой дросселя, которая должна быть открыта на одну треть;
  • помещаем пусковой шнур в паз шкива;
  • после проворачивания коленвала до начала сжатия резко дергаем за тросик и запускаем мотор;
  • при успешном включении даем ему прогреться на малых оборотах в течение нескольких минут и переходим к работе;
  1. Обкатку – обязательный этап для всех новых мотоблоков «МТЗ»:
  • длительность – 50 ч;
  • требования – произведение легких транспортных работ под половинной нагрузкой;
  1. Агрегация навесками:

Мотоблоки «МТЗ» совместимы с разнообразным навесным оборудованием, которое можно условно разделить на 3 группы:

  1. только 1 или 2 передача:
  • Навесной плуг ПУ;
  • Фреза для почвы ФР;
  • Культиватор КТД-1,3;
  • Окучник ОУ;
  • Косилка КРМ-1;
  1. только 2 или 3 скорость:
  • Борона БТ-1,6;
  1. большие скорости (3-4) при повышенном давлении шин до 0,12 МПа:
  • Прицеп ПМ.
  1. Навешивание плуга для вспашки:
  • колею настраиваем на 60 см;
  • переводим сцепное устройства плуга в рабочий режим и стягиваем болтом;
  • ставим под левое колесо 16 см колодку;
  • послабляем болты плуга так, чтобы его стойка приняла вертикальную позицию;
  • берем ручку для установки глубины вспашки и проворачиваем против часовой стрелки, чтобы носок плуга стал выше на 1,5 см;
  • включаем блокировку дифференциала и начинаем культивацию на 1-й передаче;
  • доводим регулятором глубины пахоты ее до показателя 18 см;
  • постепенно переходим на 2-ю передачу;
  • в случае пробуксовки колес уменьшаем ширину захвата плугом.
Читайте так же:  Фрезы для мотоблока

Мотоблок МТЗ Беларус 09Н: применяемость и особенности компоновки

МТЗ Беларус 09Н — это мотоблок колесного типа, который отлично подходит для проведения работ различной сложности на дачном или приусадебном участке. Он оснащен блокировкой дифференциала и внутренним валом отбора мощности. Многофункциональность мотоблока обеспечивается большим ассортиментом навесного оборудования. Вспомогательное оборудование выпускается на заводе производителя, что позволяет точно компоновать рабочее колесное средство.

МТЗ-09Н при помощи дополнительного оборудования может выполнить:

  • боронование почвы;
  • пахоту;
  • обработку земли и культивирование;
  • кошение травы.

Баланс массы мотоблока позволяет ему отлично перемещаться по грунту. Эргономика устройства дает возможность рабочему прикладывать минимальное количество сил для качественной обработки почвы. В отличие от первой модели, МТЗ-05, Беларус 09Н идеально сбалансирован и может выполнить любую задачу по обработке земли с минимальными трудовыми затратами.

Отличительные черты устройства

Продукция белорусского МТЗ отличается своими высокими показателями относительно качества сборки и уровня используемых материалов.

Мотоблоки также выпускаются на «Сморгонском агрегатном заводе», который находится в Гродненской области Белоруссии. Первая модель носила название МТЗ-05 и пошла в производство в 1992 году. Мотоблок МТЗ-09Н является модернизированной версией своего предшественника.

Данный вид техники зарекомендовал себя во многих странах, поэтому пользовался огромным спросом. Так, в 2009 году завод изготовил 15 000 экземпляров этой модели. Беларусь экспортирует МТЗ-09H в Украину, Литву, Эстонию, Венесуэлу, США. Модель 09Н продолжают выпускать и в настоящее время.

Навесное оборудование

Вместе с МТЗ-09Н могут работать следующие устройства:

  • универсальный плуг;
  • почвенная фреза;
  • культиватор-борона;
  • прицеп мотоблочного типа;
  • роторная косилка;
  • адаптивное сидение;
  • утяжелители;
  • навесной отвал;
  • снегоочиститель;
  • коммунальная щетка;
  • картофелекопалка;
  • грунтозацепы.

Стоит отметить, что при разработке мотоблока МТЗ-09Н учитывалась специфика местности России, а также вид ее почв. В связи с этим, машина получила коробку передач специально для тяжелых видов почв. Высокая надежность обеспечивается и за счет высокопрочного многозубчатого дифференциала. Для повышения проходимости и улучшения управляемости на мотоблок установлена современная рулевая колонка и широкие колеса.

Преимущества мотоблока из Белоруссии

Мотоблок 09Н имеет множество преимуществ перед своими аналогами:

  • корпус изготовлен из чугуна;
  • пневмоколеса;
  • безтросовые приводы;
  • регулирование оборотов мотора;
  • редуктор из чугуна;
  • низкий уровень шума;
  • эргономичная рукоять;
  • возможность перемещения назад своим ходом;
  • большой вес.

Также к неоспоримым плюсам МТЗ-09Н можно отнести высокую надежность в работе и безотказность. Использование его в работе позволяет значительно сократить расходы на обработку пахотных земель, а также механизацию обслуживающего участка.

Силовой агрегат и его характеристики

На мотоблок Беларус 09Н устанавливаются два различных силовых агрегата, которые могут работать на бензине АИ-92 или АИ-95. Обе версии предназначены для работ при высокой нагрузке в течение длительного времени. Именно поэтому гильза цилиндра изготавливается из высокопрочного чугуна. Широкое распространение получила модель с мотором Honda GX270. Это четырехтактный одноцилиндровый двигатель с объемом 0,27 литра и мощностью 9 лошадиных сил. Максимальная частота вращения составляет 3600 об/мин.

Также на мотоблок могут устанавливаться силовые агрегаты китайского производства. Они имеют аналогичные эксплуатационные характеристики, однако цена их меньше. Есть еще два варианта моторов: УД-15 и 25. Последние отличаются высокой экономичностью, но вместе с тем они стали более сложными.

Отзывы владельцев

Команда нашего сайта провела небольшой аудит рынка. В результате нам удалось выявить общее настроение людей, которые являются владельцами этих мотоблоков и делятся впечатлениями о работе.

Для более простого восприятия информации разделим данные на достоинства и недостатки модели.

Достоинства:

  • экономичность;
  • достаточная мощность;
  • легкие в обслуживании силовые агрегаты с высокой долговечностью и безотказной работой;
  • отсутствие пробуксовок за счет грамотного распределения веса и мощности двигателя (речь идет о Honda GX270);
  • хорошее сцепление с любыми видами грунта;
  • за счет функции блокировки руля мотоблок может пройти борозду без участия оператора.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • неприглядный внешний вид;
  • высокая стоимость дополнительного оборудования;
  • сложности при переключении передач и отключении дифференциала.

Цена и аналоги

Как уже отмечалось, цена нового МТЗ-09Н «кусается». Порядка 80 тыс. рублей дилеры просят за базовую комплектацию. При этом не стоит забывать, что помимо мотоблока для работы потребуется также навесное оборудование. Аналоги на рынке можно отыскать по ценам в диапазоне 50-100 тыс. рублей. К ним можно отнести «Зубра», «Неву», «Кентавра МБ 2075Д», «Grasshopper».

Источники:

/fb.ru/article/263332/motoblok-belarus-n-harakteristiki-i-otzyivyi

Белорусские мотоблоки МТЗ

/traktoramtz.ru/modeli/motoblok-mtz-belarus-09n.html

Ссылка на основную публикацию