Трактор ТТ-4: технические характеристики и отзывы
Трелевочный трактор ТТ-4 – советская гусеничная машина 4-го класса тяговости. Она предназначена специально для лесозаготовки. Крепчайшие гусеницы, чокерное оборудование и нижняя защита рамы позволяют трактору на отлично справляться со своими задачами. Сегодня мы узнаем, что собой представляет этот аппарат, как он устроен и какие имеет модификации.
Трактор ТТ-4 выпускался серийно с 1969 по 2010 год на Алтайском тракторном заводе. В основе конструкции лежит модель ТДТ-75, которая в 70-х была самой востребованной машиной данного класса. Чтобы повысить производительность устройства, конструкторы установили на него новые элементы, главным из которых стал более мощный двигатель. Основная особенность рамной конструкции трактора – закрытое днище. Это дает возможность обезопасить аппарат от контакта с буграми и корягами, которые в лесу встречаются повсеместно. Еще одно важное отличие машины – размещение силовой установки и муфты сцепления прямо в кабине. Двигатель закрывается капотом, который имеет съемные боковые части.
Предназначение
Трактор ТТ-4 и его модификации применяются для перемещения крупного и среднего леса на склады и промежуточные площадки для хранения, а также для погрузки материала на лесовозы и всякого рода платформы. Кроме того, к нему в качестве прицепа можно присоединять разные лесохозяйственные аппараты. Неприхотливость и способность выполнять свою задачу в самых суровых климатических условиях сделали машину незаменимой для северных регионов.
Кстати говоря, трактор ТТ-4М-01 выпускался без рабочего оборудования и представлял собой шасси, на котором можно было собрать разные виды спецтехники (бурильно-крановые, сучкорезные машины, передвижные сварочные, лесохозяйственные и другие агрегаты). Подробнее об этой и других модификациях будет сказано ниже.
Сильные и слабые стороны модели
Как показывают отзывы, трелевочный трактор ТТ-4 имеет такие достоинства:
- Благодаря широким гусеницам машина может без проблем перемещаться как по ровным лесным тропам, так и по болотистой и прочей проблемной местности.
- Трактор ТТ-4, фото которого представлены в обзоре, оснащается дизельным мотором с весьма скромным аппетитом, что способствует экономии.
- Трактор универсален, на его базе можно собирать всевозможные средства специального назначения.
- Благодаря большому дорожному просвету, мелкие и средние неровности остаются незамеченными при эксплуатации ТТ-4.
- Высокая тяговая мощность.
- Нижняя защита важнейших деталей.
Лесники отмечают такие недостатки машины:
- Мотор, установленный в кабине, негативно сказывается на комфорте.
- Низкая маневренность аппарата из-за крупных габаритов и большого веса. В лесных условиях это весомый аргумент. Модель ТДТ-55, к примеру, обладает большей маневренностью.
- Присущий всем гусеничным машинам недостаток – низкая скорость передвижения. Зато он компенсируется малым давлением на грунт.
Устройство трактора ТТ-4
- Мотор. Трелевочник оснащается дизельным, 6-цилиндровым, рядным четырехтактным мотором. Он имеет жидкостное охлаждение и прямой впрыск топлива. Пусковой двигатель оборудуется электрическим стартерам. В холодное время года работает подогреватель. Трактор оснащается двойной системой для очистки воздуха и тройной – для очистки топлива.
- Трансмиссия. Имеет сухое сцепление, муфта которого оснащается двумя дисками. Управляется муфта с помощью педали через гидроусилитель. Четыре ступени МКПП обеспечивают 8 передних и 4 задних скорости. Главная передача имеет две конические шестерни со спиральными зубьями.
- Рама. Представляет собой конструкцию сварного типа, состоящую из лонжеронов, скрепленных трубами. На лонжероны крепятся бампера и крылья. Рама также включает в себя створки днища и угольники. Створки находятся под двигателем и крепятся посредством шарниров.
- Тормоза – ленточные, сухие. Поворотный механизм – планетарный. Стояночный тормоз приводится в действие педалью, а планетарные тормоза – рычагами с гидроусилителем.
- Ходовая. На трактор установлена балансирно-рычажная полужесткая подвеска. Она состоит из четырех кареток (по два назад и вперед). С обеих сторон установлено по 5 однорядных катков. По два на передние каретки, и по три – на задние. Гусеницы имеют кривошипно-винтовой механизм натяжения, который оснащается пружинным амортизатором.
Рабочее оборудование
В кормовой части рамы на лонжеронах установлена погрузочная платформа. Она работает от гидропривода. Там же стоит лебедка, которая включает в себя редуктор и барабан для намотки троса. Редуктор оснащается раздаточной коробкой с двумя передачами и реверсом. Движение лебедочного барабана замедляется с помощью тормоза с муфтой обгонного типа.
Сварной щит выполнен из двух листов стали с деревянной прослойкой между ними. Впереди установлены буферы из резины. Направляющий механизм работает на подшипниках. Щит скидывается с рамы, удерживается в нужном положении, опускается и поднимается, с помощью гидропривода.
В кабине есть два места, они расположены слева от мотора. Водительское место может регулироваться благодаря гидроамортизатору. На передней стенки кабины располагается приборная панель, а рядом с ней устройство, открывающее радиаторные заслонки. На задней стенке расположен рычаг, через который осуществляется управление лебедкой.
Кабина оборудуется обогревом переднего стекла, дворниками, вентилятором, аптечкой, козырьком от солнца и термосом для воды. Стекла могут подниматься и опускаться.
Трактор ТТ-4: технические характеристики
Машина обладает такими параметрами:
- Мощность двигателя – 81 кВт.
- Максимальная скорость – 20 км/ч.
- Давление на почву – 44,13 кПА.
- Расход топлива – 250 г/кВт*ч.
- Объем топливного бака – 135 л.
- Размер колеи – 2 м.
- Ширина гусеницы – 0,5 м.
- Количество гусеничных звеньев – 69 шт.
- Шаг звена – 15 см.
- Дорожный просвет – 50 см.
- Вес – 12,8 т.
- Ширина – 2,5 м.
- Высота кабины – 2,75 м.
- Длина – 6 м.
- Тяговое усилие лебедки: 117,7 кН на первой передачи, 88,2 кН – на второй.
- Нагрузка на щит – 6 т.
- Рейсовая нагрузка на щит: 14 м 3 комлями и 18 м 3 вершинами.
Модификации
За 40 лет производства машина имела довольно много версий, с каждой из которых мы сейчас познакомимся поближе.
1. ТТ-4М. Трактор ТТ-4 М имеет смещенную в левую сторону, одноместную трапециевидную кабину. Здесь гораздо удобнее работать, чем в базовой версии. Еще одно отличие – уменьшенное давление на грунт. В целом модель с приставкой «М» имеет такие параметры:
- Мощность двигателя – 95,5 кВт.
- Давление на почву – 38 кПа.
- Расход горючего – 227 г/кВт*ч.
- Размер колеи – 2 м.
- Дорожный просвет – 53,7 см.
- Вес аппарата – 14,4 т.
- Габариты:6/2,7/2,96 м.
2. ТТ-4М-01. Как упоминалось ранее, у этой версии нет лебедки и платформы. Машина представляет собой шасси. По всем параметрам она практически не отличается от базовой модификации. Разница заключается лишь в давлении на грунт (33 кПа); весе (12,6 т); грузоподъемности (113,5 кН) и длине (5,927м).
3. ТТ-4М-04. Этот вариант трактора отличается наличием гидравлического толкателя. Он облегчает процедуры окучивание готовых пачек, выравнивания комлей, и заготовки площадок для погрузки. Версия отличается такими техническими характеристиками:
- Давление на почву – 39 кПа.
- Вес трактора – 14,945 т.
- Вес толкателя – 0,6 т.
- Максимальная грузоподъемность – 113,5 кН.
- Габариты: 7,03/2,65/0,9 м.
4. ТТ-4М-06. Аппарат отличается наличием гидронавески. Он может дополнительно применяться в сельском хозяйстве в паре со всяческими орудиями. Трактор ТТ-4М-06 оказывает давление на почву в 37 кПа.
5. ТТ-4М-07. Очередная версия трактора, главное отличие которой состоит в наличии бульдозерного отвала. Это дает агрегату возможность не только перевозить деревья, но и расчищать площадки, дороги и подъездные пути, обустраивать места стоянок. Машина оказывает давление на грунт равное 42 кПа. Его вес составляет 15,7 т.
6. ТТ-4М-15/16/17. Три модели одной серии, каждая из которых имеет свои особенности. Первая может корчевать пни и сгребать их в кучи. Вторая дополнительно оборудуется рыхлителем и может разбивать мерзлую землю. Третья имеет клино-корчевательное оборудование, позволяющее разгребать завалы и делать дороги в глубоком снегу.
Заключение
Сегодня мы узнали, что собой представляет трактор ТТ-4. Характеристики машины, обилие модификаций и тот факт, что она выпускалась более сорока лет, дают ей более красноречивую оценку, чем самый изощренный отзыв. Но и хороших отзывов эта модель заслужила немало. Это универсальный трелевочный трактор, одним из преимуществ которого, кстати говоря, являются доступные и недорогие запчасти. Трактор ТТ-4 будет верно служить работникам леса еще долгие годы, несмотря на то, что его производство прекращено.
Трактор тт 4
Трелевочник, известный под маркировкой ТТ-4, был спроектирован и запущен в производство еще во времена Советского союза, который принадлежит четвертому тяговому классу.
Эту технику используют для перевоза дерева на лесопилках, грузов больших и средних габаритов и для погрузки древесины на составы и платформы. Конструкция трактора ТТ-4 разрешает его использование как агрегатной техники для лесных хозяйств и дорожного строения.
Первый трактор марки ТТ-4 был выпущен и опробован на Алтайском тракторном заводе. В 1969 году эту технику начали производить в промышленном масштабе. Известный в те времена ТДТ-75 послужил прототипом для более совершенного ТТ-4, который отличается большими показателями производительности и усовершенствованными деталями.
Через десять лет ТТ-4 был унифицирован моделью Т-4А и стал широко востребован в сельском хозяйстве, описание прототипа приводим ниже.
Технические характеристики модели:
- Номинальная эксплуатационная мощность двигателя машины А-01МЛ составляет 110 л. с.
- Частота вращения коленвала – 1600 об/мин.
- Удельный расход дизельного топлива при средней эксплуатационной мощности – 250 г/кВт в час.
- Дорожный просвет – 490 мм.
- Давление машины, которое совершается на грунт – 0,45 кгс/см2.
- Колея 2000 мм.
- Вместимость топливного бака – 0,13 м3.
- Конструктивная масса ТТ-4 – 12,8 т.
- Тягловое усилие лебедки – 117,7 кгс.
- Габаритные размеры — 6000 Х 2500 Х 2750 мм.
В трактор модели ТТ-4 оснащен двигателем АМ-01 МЛ с рабочей мощностью в 110 лошадок, который работает на дизельном топливе. Нормальная работа двигателя происходит при вращении коленчатого вала в 1600 об/мин.
Благодаря дизельному питанию работают:
- форсунки;
- топливный монжус и бак;
- очиститель воздуха;
- насос подкачки;
- трубопровод.
Поскольку конструкторы разместили дизельный движок в кабине, ее размещение считается передним. Максимальная скорость, которую может развивать этот трактор – 20 км/час.
Система смазывания двигателя АМ-01 МЛ работает по сдвоенному принципу – под давлением и с помощью разбрызгивания. Циркуляция смазывающего вещества происходит благодаря шестеренному двухсекционному насосу.
От перегревания машину защищает целая система приспособлений:
- 5-ти рядный водяной радиатор;
- шторки;
- однорядный масляный 4-ходовой радиатор.
Электростартер СТ-350 и двухтактный мотор ПД-10У приводят механизм в движение. Чтобы машина работала при низких температурах, трактор оснащен подогревателем жидкости ПЖ-300. Именно этот механизм позволяет легко заводить ТТ-4 при длительных зимних простоях.
Конструкторы позаботились и о фильтрации топлива, что значительно продлевает временный промежуток между капремонтами. Дизельное топливо подвергается трем ступеням очистки: грубая, тонкая и контрольная. Воздухоочиститель также оснащен фильтрами и убирает более 98% загрязнений.
Если сравнить ТТ-4 с предыдущими моделями, то нужно отметить что его производительность стала больше на 25% и значительно увеличилась мощность.
Устройство техники
Кабина механизма оснащена двумя комфортными сиденьями, которые находятся по левую сторону от двигателя. Вся рабочая оснастка размещена в тыльной зоне трактора.
Для комфорта механизатора в кабине можно открыть любое окно. Также, при низких температурах внешней среды можно воспользоваться обогревателем. Каждое окно оснащено хорошими стеклоочистителями, а летний зной можно легче перенести, включив вмонтированный вентилятор.
Сидеть в кабине комфортно и благодаря гидравлическим амортизаторам, которыми оснащены сиденья. Кресла можно выставить на нужную высоту. Кроме всего вышеперечисленного, нужно отметить, что в кабине предусмотрено место для сосуда с питьевой водой, огнетушителя и аптечки. Трактор оснащен и противосолнечным козырьком.
Конструкторы позаботились также и о системе освещения, что значительно упростило труд тракториста в ночное время.
Новшества коснулись и дна машины, которое с 1975 года стало двойным – с защитным слоем. Такая модернизация позволяет защищать рабочие узлы трактора от нежелательных механических воздействий. В рабочее оснащение механизма вошли двусторонняя лебедка и щит для погрузки. На последний, согласно паспорту, можно грузить до 6 тонн.
Передняя стенка кабины ТТ-4 содержит щиток с полным набором приборов для управления машиной и выполнения необходимых функций. Возле главного щитка размещаются механизмы для управления шторками радиатора. Задняя стенка кабины также не осталась без функционального оборудования – на ней разместили рычаг, которым можно включать лебедку.
Если сравнить эту марку трактора с предыдущими моделями, то стоит отметить, что конструкторы пересмотрели некоторые технические характеристики, несколько усилили раму и приспособление для погрузки.
Опоры щита стали передавать нагрузку на усиленную раму, сняв напряжение с трансмиссии и соединительных деталей. К этой модели трактора можно присоединить все, что нужно в работе: корчеватель, рыхлитель, бур, толкатель и любое другое приспособление.
Сама трансмиссия ТТ-4 представляет собой редуктор, который распределяет мощность от двигателя к редуктору лебедки, заднего моста и реверсивной коробки передач, что рассчитана на 12 передач – 4 задних и 8 вперед.
Стоимость ТТ-4
Этот довольно функциональный агрегат, который пользуется большой популярность на лесозаготовительных и дорожно-строительных предприятиях, нельзя назвать дешевым вариантом. Ремонт трелевочного трактора ТТ-4 обходиться дорого. Сама замена двигателя трактора выльется в сумму около полумиллиона рублей.
На рынке можно встретить довольно много подержанных вариантов.
Для тех, кто желает приобрести старый ТТ-4 до 2000 года производства, нужно приготовиться выложить от 700 000 до 1 100 000 рублей. Более новые варианты этой модели обойдутся покупателю несколько дороже. Только сошедший с конвейера трактор стоит около 2 400 000 рублей.
Аналоги ТТ-4
Прогресс не стоит на месте и у трелевочного трактора ТТ-4 уже появился более усовершенствованный вариант под маркировкой ТТ-4м. Этот, более новый вариант, активно используется в суровых условиях северного климата и низких температурах, хотя технические характеристики схожи. В обновленной версии присутствует система навигации и более обширный выбор комплектующих.
В сравнении с прототипом, ТТ-4м можно смело назвать более экономичным вариантом, хотя его рыночная стоимость несколько выше.
Еще одним удачным аналогом ТТ-4 стал механизм МСН-10, который также можно отнести к разделу техники для трелевки.
Трактор ТТ 4
Трактор ТТ 4 – это гусеничная трелевочная машина, которую начали выпускать на АТЗ после 1970 года. На трелевщике ТТ 4 развозят древесину внушительных размеров, также он выполняет крупнопакетную загрузку древесины на платформы или подвижные составы. Чаще всего он требуется для перевозки деревьев из лесного угодья на специально подготовленные склады. Благодаря гусеничному ходу, загруженный трелевочник ТТ 4 проедет даже по болотистому покрытию.
ТТ 4 изготовлялся по подобию тракторной машины ТДТ-75, конструктора обновили модель двигателя, установив более сильный и экономичный мотор. При разработке рамы, было принято решение днище сделать закрытым. Данное решение уберегает конструкцию от механических повреждений при передвижении по лесу, где по земле разбросаны коряги, камни.
Технические характеристики ТТ 4м
- Мощность стандартного мотора 81 кВт (примерно 110 л.с.).
- Показатель наибольшей транспортировочной скорости 20 км в час.
- Показатель удельного давления гусениц на почву 44,13 кПа.
- Количество рабочих цилиндров в моторе – 6 штук, диаметр каждого 130 мм.
- Вместимость топливной емкости 135 литров.
- Ширина колеи 200 мм.
- Длина базы 272 мм.
- Гусеница агрегата в ширину 50 см.
- На каждую сторону приходится по 5 опорных катков.
- Общее количество звеньев в гусеничном механизме – 69 штук.
- Длина шага звена 150 мм.
- Клиренс 50 см.
- Масса без учета топлива 12 тонн 800 кг.
- Значение веса с заправленным баком 13 тонн 100 кг.
- Габаритные размеры 600 х 250 х 275 сантиметров.
- Барабан лебедки диаметром 29 см.
- Трос длиной 50 метров.
- Лебедка сделана с усилием тяги: на первой передаче 117,7 кН, на второй передаче 88,2 кН.
- Размер нагрузки, оказываемой на щит погрузки 6 тонн.
- Рейсовое давление на щит: от комлей 14 м3, от вершин 18 м3.
Характеристики двигателя А-01МЛ
Мотор А-01МЛ ставится на трактор трелевочный ТТ 4. Цилиндры располагаются в ряд в вертикальном положении. Охлаждение работающего мотора осуществляется жидкостной системой. Смазка поступает в цилиндре двумя способами: поддаваясь давлению и через разбрызгивание. Дизельное топливо поступает в камеру сжигания через впрыскивание.
Для запуска двигателя установлен стартер СТ-350, которому в зимнее время помогает подогреватель жидкости ПЖ-300.
Отработанный воздух проходит двойную систему очистки, а топливо проходит через тройную систему очистки. Топливо очищается грубой фильтрацией, тонкой фильтрацией и в конце проходит контрольную тонкую фильтрацию.
Кабина водителя
Удивительным является то, что мотор расположился в кабине водителя. Сама конструкция кабины рассчитана на присутствие двоих работников. Сидячие места для них установили слева относительно мотора. Место водителя можно отрегулировать амортизатором. В передней части кабины установили приборную доску, возле которой установлен механизм, который открывает радиаторные шторки. Сзади установили рычажный механизм для управления лебедкой.
Стекла кабины опускаются специальными подъемниками. Чтобы рабочие не замерзли зимой, кабина обогревается воздухом от нагретого радиатора. Зимой можно обогревать переднее стекло, чтобы не терять возможность слежения за дорогой перед трелевщиком.
Трелевочник ТТ 4 оснащается 135 литровым баком для хранения топлива. Расчет сжигания топлива высчитывается по формуле 250 грамм топлива в час на 1 кВт мощности. Средний расход дизельного топлива достигает 20 литров за час, несмотря на выполняемую работу.
Устройство
Дизельный двигатель ставится спереди самого трелевщика. Часть двигателя находится в кабине водителя, где она закрыта защитной крышкой. Раму изготавливают сварочным способом, сваренные трубы скрепляют лонжероны, а поверх этого одеваются бамперы и крылья. Элементами рамы являются угольники и створки на днище агрегата. Створки крепят под двигатель на шарнирные механизмы. Закрываются створки болтами, которые одновременно притягивают днище к основанию рамы.
Трансмиссия машины выполняется с сухим типом сцепления. Коробку передач изготовили с четырьмя ступенями, которые разделили скорости движения: восемь для переднего движения, четыре для обратного хода.
Конструктора согласовали и установили на ТТ 4 подвеску с полужесткой амортизацией, сама подвеска балансирно-рычажного типа. Система сделана с двумя задними и двумя подрессоренными передними каретками. Дополнительно на каждую сторону подвески устанавливают пять катков. На каретку спереди приходится 2 катка, на заднюю — 3 катка. Натяжка гусениц совершается под давлением кривошипно-винтового устройства.
На задние лонжероны крепят платформу, куда загружают материал. Рядом крепят лебедку, в составе из редукторного механизма и тросового барабана.
Погрузочный щит сделан с прослойкой из дерева, расположившейся промеж стальных листов. Спереди закрепили буфера из резинового материала.Движение направляющего механизма совершается благодаря подшипникам. Сбрасывание щита с корпуса совершается гидравлической системой, которая удерживает щит в этом положении до окончания укладки стволов на его поверхность.
Дополнительная комплектация
Для выполнения стандартных для трелевщика задач устанавливают распашные плуги, бульдозерные щитки для очистки леса от снега и грязи. Этими же механизмами он совершает подготовку грунта для проведения дорожного строительства.
Если доработать крепежи, то на агрегат можно установить нестандартное оборудование для выполнения таких действий: бурение, прокладка труб, крепеж столбов и протяжка кабелей.
Достоинства, недостатки
Из достоинств стоит выделить надежность машины при работе зимой, также он легко преодолевает болотистые участки леса. К нему могут подключаться различные навесные агрегаты, которые расширяют список выполняемых действий.
Из минусов выделяем следующее: для работы летом, в кабине водителя нет системы кондиционирования, приходится открывать окна, что не спасает от знойной погоды. Машина довольно дорогостоящая и имеет большой расход.
Аналог, цены
Аналогичным лесозаготовительным механизмом является агрегат МСН-10, который разрабатывался и изготовлялся по подобию тракторов ТТ-4 и модификации ТТ-4М.
За трактор трелевочный ТТ 4 с нулевым пробегом можно заплатить от 2,1 до 2,5 миллионов рублей. За модели с годом выпуска до 1999 года, продавцы хотят получить от 700 тысяч до 1 миллиона рублей. За модели 2000-2008 годов выпуска Вы можете заплатить до 1,5 миллионов рублей.
«Трелевочная машина с мощным щитом и сильной лебедкой. Очень быстро привык к управлению такой машиной. У меня на предприятии, помимо трелевки леса, он работает погрузочной машиной. Отличный агрегат, хоть и дорогостоящий.» Отзыв от Ильхаза из Уфы.
«Мощная, надежная машина, которая окупила себя за короткий срок эксплуатации. Приобретя б/у технику, я ее немного подремонтировал и исправно работал на нем 6 лет. За этот срок была одна серьезная поломка, при чем по вине подсобного рабочего. Техникой полностью доволен, она помогает мне развивать свой бизнес.» Отзыв от Кирилла Сергеевича из Кирова.
ТТ 4 — мощный и надежный агрегат с богатой историей.
Источники:
/fb.ru/article/279992/traktor-tt—tehnicheskie-harakteristiki-i-otzyivyi
/traktorspec.ru/traktora/tt-4.html
/traktoramira.ru/traktora/gusenichnie-traktora/traktor-tt-4.html