Гусеничная приставка к мотоблоку своими руками
Чтобы усовершенствовать передвижные характеристики техники, многие приобретают гусеничные приставки. Гусеницы – один из типов навесного оборудования к мотоблоку, который можно сделать своими руками.
Гусеничные приставки: особенности устройства и преимущества эксплуатации
Гусеницы к мотоблоку – специальный механизм, помогающий улучшить процесс транспортировки грузов или перемещения самого мотоблока. Преимущество гусеничного механизма в том, что он позволяет покрыть большую площадь поверхности. Это дает возможность равномерно распределять нагрузку, оказываемую на почву при передвижении. Еще один плюс в том, что гусеничное оборудование предотвращает возможность застрять в грязи. Сейчас рынок переполнен предложениями различных подобных приспособлений. Следует обратить внимание на некоторые профилактические моменты эксплуатации устройства:
- регулярно осуществляйте контроль степени натяжения цепи;
- покрывайте маслом те части гусеницы, которые трутся друг о друга при движении;
- осматривайте цепь перед каждым началом работы на предмет неровностей и повреждений.
Мотоблок на гусеницах – полезное приобретение, которое будет выгодно своему владельцу. Причем, кроме возможности купить уже готовый механизм, можно немного потрудиться и сделать его своими руками.
Гусеницы для мотоблока: каким способом изготовить их самостоятельно?
Перед тем как начать, стоит отметить некоторые моменты. Гусеницы для мотоблока должны быть не слишком тяжелыми, потому что обычно данный мини-трактор обладает не слишком мощным двигателем. Чрезмерный вес может привести к тому, что устройство выйдет из строя. Есть несколько вариантов материалов: втулко-роликовая цепь в сочетании с транспортной лентой, шины, цепи, трубы, ремни. Чтобы своими руками сделать гусеницы на мотоблок, необходимо иметь в наличии следующие инструменты:
- болгарка, в некоторых случаях ‒ дрель, электролобзик;
- болты, гаечные ключи и, непосредственно, определенное количество гаек;
- шлифовальная лента, цепи, проволока;
- нож (преимущественно ‒ сапожный), набор отверток;
- аппарат для сварочных работ.
Как сделать гусеницы для мотоблока своими руками, можно узнать из видеоинструкции.
Конечно, схематическая разработка и чертеж – обязательный пункт в подготовке к самостоятельному изготовлению приспособления. Кроме самого механизма, можно самостоятельно изготовить гусеничный привод для мотоблока, применение которого зависит от фантазии владельца (начиная от работ с обработкой почвы, заканчивая даже сбором угля).
Гусеница из автомобильных покрышек
Гусеничная самоделка из автомобильных шин – самый часто встречающийся способ самостоятельного изготовления навесного оборудования. Для этого выберите покрышки, желательно от больших грузовых авто, учитывая также форму и рисунок протектора. Это поможет избежать взаимодействия с грязью, песком и снегом в дальнейшей эксплуатации.
Для гусеничного мотоблока нужно обрезать шину так, чтобы осталась сама беговая лента, то есть избавиться от бортов. Для этого потребуется хорошо наточенный нож (используется, преимущественно, сапожный).
Такая работа, конечно же, займет много времени и терпения, так как процесс довольно кропотливый. Чтобы упростить себе задачу, периодически смазывайте поверхность ножа мыльным раствором. Далее следует обработать изнаночную сторону покрышки, посредством срезки лишних слоев. Кроме того, можно самостоятельно спроектировать гусеничные грунтозацепы.
Преимущество данного вида самодельных гусеничных приставок в том, что сама покрышка изначально представляет собой замкнутый контур. Это уменьшает вероятность ее разрыва или повреждения во время работы. Недостатком же является то, что фиксированная ширина шины позволяет охватывать достаточно небольшую поверхность грунта. Но это не беда ‒ покрышки можно и удвоить, и утроить на усмотрение владельца.
Простейший способ создания гусеницы для мотоблока
Простейшая гусеничная приставка к мотоблоку изготавливается с применением втулочно-роликовых цепей и транспортерной ленты. Суть в том, что для этого вам не потребуется никаких приборов. Весь процесс происходит, так сказать, «на коленке».
Вначале подберите правильную толщину ленты, опираясь на мощность двигателя. Далее следует обработать края ленты, чтобы предотвратить их разлохмачивание и значительно продлить срок службы. После этого необходимо сшить края ленты, используя, например, специальный шарнир.
Такая конструкция, несмотря на примитивность процесса изготовления, прослужить долго и качественно, при этом ее легко можно отремонтировать, если понадобится.
Кроме предыдущих двух способов, существует множество других путей изготовления гусеничных модулей.
В навесное оборудование также входят гусиные лапки для мотоблока. Эти фрезы успешно используют для работы с особо твердой почвой. Такое устройство применяется, например, для вспахивания небольших участков почвы. Гусиные лапки можно установить практически на любой мотоблок.
Изгтовление гусеницы для мотоблока своими руками
Всевозможные комплектующие всё чаще изготавливаются обладателями мотоблоков. Результатом становится самодельное навесное оборудование, придающее этому устройству большую мощность. Этому способствует установка гусеницы для мотоблока, а также нового двигателя, различных дополнительных узлов.
Конструкционные особенности устройства
Изготовление комплектующих самодельной гусеницы для мотоблока своими руками позволяет сэкономить деньги на покупке заводских устройств и дальнейшей эксплуатации оборудования. Если все сделано правильно, то изготовленные собственноручно гусеницы для мотоблока увеличивают характеристики проходимости.
По сравнению с колесными аналогами, гусеничные мотоблоки не получили столь широкого распространения. Объясняется это просто. Колесные агрегаты от фирмы Texas, Патриот, Кайман, Викинг, Forza в наибольшей степени приспособлены под вспахивание земельных территорий. Такая конструкция лучше всего подходит для работы, связанной с почвой.
Переделка колесного мотоблока представляет собой работу, состоящую в присоединении по одному дополнительному колесу с каждой стороны. Получается четырехколесный мотоблок, на который можно надевать гусеницы. Они могут быть, в свою очередь, покупными или самодельными. Дополнительные колеса можно отделать съемными. Это позволяет своевременно превращать агрегат в стандартной мотоблок, идеальный для работы в огороде.
Для этого закрепляются колеса к оси, которые уже предусмотрены в конструкции, посредством жесткой или гибкой передачи. Такое решение считается целесообразным, так как исчезает необходимость в монтаже дополнительных креплений. Что касается устройства этих мотоблоков, то они полностью соответствуют параметрам колёсных модификаций:
- Двигатель. Он мощный, четырехтактный. В нем присутствует функция блокировки осей. За счет этого гусеничный мотоблок может поворачиваться на месте, не описывая полный круг.
- Трансмиссия. Стандартный набор включает в себя коробку передач, систему сцепления и редуктор.
- Ходовая часть. Здесь используются гусеницы. Они заменяют колесную базу. Если произведена переделка, то к имеющейся паре колес добавляют по одному кату с каждых сторон. На них надевают самодельную гусеницу.
- Органы контроля. Располагаются на рукоятке управления. Включают в себя механизмы аварийной остановки и разного рода рычаги сцепления.
Перед началом самостоятельного изготовления необходимо оценить предложения в магазинах, специализирующихся на продаже такого оборудования. Особого внимания стоит цена определенных разновидностей гусениц для известных производителей мотоблоков. Допустим, гусеница на мотоблок Нева стоит порядка 28000 руб. Это полнофункциональная снегоходная приставка. По отдельности можно купить сиденье для водителей, благодаря чему мотоблок приобретает черты гусеничного минитрактора, пусть и с не такими внушительными рабочими характеристиками. Технические параметры здесь такие:
- развивает скорость порядка — 18 км в ч;
- вес приставки в общем — 37 кг;
- ширина — 60 см;
- длина — 100 см;
- высота — 34 см.
Размещает на борту одного водителя и одного пассажира. Кроме того, в продаже можно найти приставку к мотоблоку на гусеницах, которая предназначена для моделей Салют и Агат. Стоимость его колеблется от 25 до 27 тыс. руб. Данная конструкция не предусматривает присоединения водительского сиденья. Из-за этого накладываются кое-какие ограничения на функциональные особенности этого устройства. Но для езды по бездорожью и снегу такой транспорт вполне подходит.
В интернет-магазинах представлено большое количество различных моделей снегоходов-приставок, установленных на гусеницах к мотоблоку. Это говорит о популярности таких моделей.
Их особенностью является возможность управления не только двумя руками, идя за мотоблоком, но и сидя в складных санях. Последние придётся приобретать по отдельности. Если учесть, что в среднем стоимость приставки составляет около 30 тыс. руб., не считая цены складных саней, можно сказать, что самостоятельное изготовление гусениц позволяет сэкономить немало средств.
Список необходимых материалов
Чтобы превратить колёсные мотоблоки в гусеничные, потребуется мощный мотор. У него должна присутствовать осевая блокировка. Мощность имеет значение потому, что мотобол планируется использовать на сложной поверхности. Без дополнительных технических параметров добиться хорошей проходимости не получится. Основные материалы, которые потребуются для таких работ:
- мотоблок с КПП, оснащенный четырехтактным двигателем и функцией блокировки осей;
- несколько дополнительных колёс, позволяющих натягивать на них гусеницу;
- непосредственно гусеницы, сделанные из подручных средств.
В зависимости от используемого при производстве материала, могут потребоваться две автомобильные покрышки больших размеров и транспортная лента. Всё это в совокупности позволяет сделать работоспособное устройство.
Если добавить сюда грузовую платформу, удаётся обустраивать полноценный мини-трактор. Добавочная платформа на полозьях обеспечивает возможность применения устройства в роли вездехода по снегу.
Алгоритм выполнения деталей
Существует несколько проверенных способов изготовления гусеницы своими руками. Они зарекомендовали себя, как наиболее надежные.
Применение транспортной ленты
Считается одним из самых простых методов. Помимо транспортной ленты, потребуется втулковая роликовая цепь. Простота в этом случае заключается в том, что для изготовления не требуется большого количества вспомогательных материалов и инструментов. Для продления срока эксплуатации транспортной ленты в устройстве, надо обвести его по краям леской. При этом важно обеспечить шаг в 10 мм. Чтобы соединить ленты необходимо в этом случае кольцо, надо прошить его по торцам либо использовать шарниры.
Особое внимание уделяют толщине транспортной ленты. От этого непосредственно зависит уровень нагрузки на агрегат. Оптимальным будет подбор ленты толщиной 7 мм как минимум. Помимо прочего, придется позаботиться и о дополнительном колесе с каждой из сторон. Можно снять его со старого автомобиля, но при этом важно, чтобы диаметр его совпадал с аналогичным параметром у колеса на мотоблоке.
Использование автопокрышки
Для мотоблока нередко берут гусеницы из автопокрышек. Народные умельцы утверждают, что конструкция имеет высокую надежность, когда в неё включён указанный элемент. Чтобы полученный мотоблок был практичным, обязательно надо позаботиться о качестве автомобильных покрышек. Они должны иметь правильный рисунок протектора. В этом отношении предпочтительнее покрышки от крупногабаритных автомобилей и тракторов. Рисунок протектора имеет ключевое значение, так как выполняет роль грунтозацепа.
Процесс изготовления можно условно разделить на несколько этапов. Вот они:
- После обнаружения подходящих покрышек вырезают из них дорожку для гусениц. Это трудоемкая работа, которая потребует много времени.
- Используют для вырезания хорошо заточенный нож. Лучше взять тот, который используют сапожники. Время от времени его надо смачивать в мыльном растворе. Так резина будет лучше поддаваться резке.
- Срезают с покрышек обе боковины. Чтобы упростить процесс, можно использовать для этого электролобзик с мелкими зубцами. Убирают лишние фрагменты внутри покрышки, если есть необходимость. Если дорожка получилась слишком твердое внутри, данную манипуляцию можно повторить.
Преимуществом указанного способа является отсутствие потребности в соединении кольцевым способом. Покрышка уже имеет замкнутую структуру.
Благодаря этому удается улучшить показатели надежности гусениц, что особенно важно в условиях больших нагрузок. И всё же такие гусеницы получаются довольно ограниченной длины. Она соответствует аналогичному параметру у автомобильной покрышки.
Из цепей и ремней
Вездеходы на гусеницах часто изготавливают с применением обычных ремней с клиновидным профилем. Соединяются они промеж собой посредством грунтозацепов. Ремни прикрепляют винтами или заклепками.
Дополнительным способом является использование одинаковых по размеру цепей. Этот материал часто обнаруживается в большом количестве в гараже у дачников. Процесс изготовления сводится к следующим моментам:
- Берут 2 одинаковые по размеру цепи. Последние звенья разрывают, после чего объединяют их в замкнутое кольцо. Пережимают звенья и заваривают их.
- Грунтозацепами соединяют цепи между собой и обеспечивают надежное крепление. Эти приспособления можно сделать из простых стальных пластин подходящей толщины. Их соединяют посредством болтов.
Если нет желания изготавливать гусеницы самостоятельно, можно взять такие изделия от старой техники. Например, хорошую эффективность демонстрирует мотоблок на гусеницах от Бурана. Есть смысл использовать именно старые детали, так как новые бурановские гусеницы стоят довольно дорого.
Дополнительные советы
Прежде чем приступить к изготовлению самодельной гусеницы, надо выявить подходящие параметры для неё. Дело в том, что в случае производства очень высокой гусеницы придется поменять центр тяжести мотоблока, что неизбежно приведет к некоторым проблемам во время поворотов, так как агрегат будет переваливаться набок.
Чтобы не допустить этого, вторую ведомую ось надо увеличить на несколько сантиметров. Можно к тому же несколько расширить колесную базу у мотоблока, которая уже имеется в наличии. Для этого достаточно купить втулку в специальном магазине. В дальнейшем ее устанавливают на ведущий вал. Помимо требований относительно мощности мотора, смотрят и на систему охлаждения.
Воздушное охлаждение не очень эффективно при высоких нагрузках, что чревато существенным перегревом мотора. Получается, что предпочтение лучше отдавать двигателям с водным охлаждением, показывающим стабильные отметки в работе.
Присоединение гусеницы к мотоблоку позволяет значительно улучшить показатели проходимости устройства. За счет этого можно увеличить спектр потенциальных работ, с которыми справится сделанное своими руками устройство. Другими словами, полученная база в определенных случаях выигрывает у привычной колесной базы. Но переделка мотоблока далеко не всегда подходит владельцам этих агрегатов.
Речь идет об особых требованиях к двигателю. Он должен иметь достаточную мощность. Говоря о процессе переделки, такая работа является вполне реальной для выполнения в домашних условиях. Вот почему можно считать это весомой альтернативой гусеничным приставкам, которые доступны в современных магазинах.
Самодельные гусеницы, устанавливаемые на мотоблок
Мотоблок для владельца дачного участка является незаменимым помощником. Этот небольшой трудолюбивый механизм помогает вскапывать землю, привезти удобрения, транспортировать урожай. Конструкция этого агрегата позволяет оснащать его различными рабочими органами, что считается главным преимуществом применения мототехники на приусадебном участке. Многие оснащают его самодельными гусеницами, превращая мотоблок в оригинальное транспортное средство. Чтобы воплотить задуманное, используют подручные материалы, которые найдутся у каждого хозяина.
Преимущество использования гусениц для мотоблока
Гусеничный ход довольно выгодно отличается от колесного тем, что во время движения задействуется гораздо большая площадь покрытия. Это позволяет рассредоточить нагрузку и уменьшить давление на каждый сантиметр грунта. Кроме того, гусеницы, устанавливаемые на мотоблок, не позволяют агрегату застрять в сильной грязи, песке, снегу или т. п.
Сегодня отечественный рынок предлагает готовые гусеницы к мотоблоку, которые после приобретения можно сразу надеть на агрегат и начать активно пользоваться. Все модели являются надежными и неприхотливыми в эксплуатации, но за ними необходимо осуществлять комплексный уход, который заключается в следующем:
- следует регулярно контролировать состояние натяжения цепи и регулировки;
- смазывать трущиеся элементы машинным маслом;
- визуально контролировать целостность цепи перед каждым выездом на таком агрегате.
Многие умельцы, чтобы не тратить свои финансы на приобретение готовой продукции, предпочитают изготавливать своими руками гусеницы, устанавливаемые на мотоблок. В этом случае денежные затраты будут значительно меньше.
Изготовление гусениц для мотоблока
Чтобы сделать самодельные гусеницы, используют различные материалы. Однако следует принять во внимание небольшую мощность двигателя, поэтому гусеница ни в коем случае не должна быть тяжелой. Нежелательно приспосабливать на агрегат гусеницу от колхозного бульдозера, так как она запросто уничтожит механическое сердце мотоблока. Для этих целей лучше всего использовать автомобильные покрышки, к примеру, внедорожную резину. Ее протектор имеет агрессивный рисунок, что обеспечивает надежное сцепление с такими неустойчивыми поверхностями, как:
- грязь;
- снег;
- лесная подстилка и т. д.
Гусеница из втулково-роликовой цепи и транспортной ленты
Для изготовления гусеницы из этих материалов своими руками не потребуются специальные станки или инструменты. Чтобы продлить срок службы самодельного устройства, его с края можно прошить леской. При прошивке рекомендуется соблюдать шаг в 1 – 2 см.
Лента в кольцо соединяется разными способами:
- с помощью шарнира, который схож с рояльной петлей;
- можно просто сшить края ленты, но этот способ считается ненадежным.
Для агрегатов, имеющих высокую мощность, применяется лента толщиной 7 – 15 мм. Она также используется для сельскохозяйственной техники. Но следует помнить, что ставить такую ленту необходимо очень аккуратно, так как вес у нее довольно большой.
Гусеница из шин
Следующий способ изготовления такого устройства своими руками заключается в использовании старых автомобильных протекторов и выполняется довольно легко. Преимущество этого способа заключается в том, что нет необходимости изготавливать специальные грунтозацепы.
Сначала из старой шины вырезают дорожку с протектором и тщательно отделяют ее боковые поверхности. Делать это довольно трудно. Многие для этих целей используют хорошо заточенный нож, но в этом случае процесс может сильно затянуться. Чтобы качественно и аккуратно отрезать боковую часть, лучше воспользоваться обычным электролобзиком. Для уменьшения трения полотна электролобзика следует периодически смачивать его водой или специальным мыльным раствором. После снятия бортов с изнаночной стороны заготовки необходимо убрать лишние слои. Это нужно делать в том случае, если получилась слишком твердая дорожка.
Получившаяся гусеница замечательно подойдет для мотоблока, потому что изначально имеет замкнутый контур, поэтому будет очень надежной. Среди ее недостатков можно выделить ограниченную ширину, но этого не будет, если использовать сдвоенный или строенный протектор.
Гусеница из ремней и цепей
Гусеницу своими руками на мотоблок можно изготавливать из ремней. Такой способ достаточно прост и удобен. Ремни для изготовления должны использоваться такие, у которых профиль клиновидный. Соединять их вместе необходимо при помощи грунтозацепов, которые прикрепляются к ремням заклепками или винтами.
Более надежной считается гусеница, которая сконструирована из старых, одинаковых цепей. На одну ленту будет необходимо две цепи. Берется изделие нужного размера, последние звенья разжимают и цепи сворачивают в кольца. После этого края зажимают и заваривают. Кольца-цепи скрепляют самодельными грунтозацепами, изготовленных из толстых стальных пластин, которые заранее просверливают. Их накладывают с двух сторон на звенья цепи и зажимают гайками и болтами.
Необходимые рекомендации
Прежде чем конструировать гусеницу своими руками, необходимо помнить, что если устройство будет слишком высоким, это повысит центр тяжести мотоблока. В результате возникает большой риск его опрокидывания на труднопроходимых участках дороги или резких поворотах. Для повышения устойчивости увеличивают вторую ведомую ось на несколько десятков миллиметров.
Можно также сделать шире узкую колесную базу мотоблока. Вовсе не обязательно самостоятельно вытачивать втулку, так как ее без проблем можно приобрести в автомобильном магазине. Втулку устанавливают на ведущий вал. Если на мотоблоке отсутствует дифференциал, то повысить маневренность агрегата можно с помощью поворотного удлинителя.
Не рекомендуется использовать для мотоблоков с самодельными гусеницами воздушное охлаждение мотора. Такой двигатель часто не справляется с повышенной нагрузкой. Лучше всего применять водное охлаждение мотора, потому что он реже перегревается и гораздо выносливее при длительной эксплуатации.
Таким образом, самодельные гусеницы, устанавливаемые на мотоблок, делают агрегат гораздо более легким в управлении, не позволяя ему застревать в труднопроходимых местах. При помощи такого дополнительного оборудования мотоблок способен выполнять различные функциональные задачи в любую погоду.
Источники:
Гусеничная приставка к мотоблоку своими руками
/sotka.guru/dachnye-prisposobleniya/motobloki/izgtovlenie-gusenicy-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html
/nashgazon.com/instrument/motobloki/samodelnye-gusenicy-ustanavlivaemye-na-motoblok.html